«Дарница» Глеба Загория зачищает украинский фармрынок под интересы российского бизнеса
Фармацевтическая компания «Дарница», которой владеет бывший народный депутат от «БПП» Глеб Загорий, даже во время полномасштабной войны умудряется наращивать долю рынка, догоняя давнего конкурента — «Фармак». Однако бренд Загория берет не качеством лекарств, а судебными процессами против других производителей, а также наибольшим среди конкурентов бюджетом на рекламу медпрепаратов.
Владелец фармкомпании «Дарница» Глеб Загорий давно стремится вывести компанию в лидеры фармацевтического рынка Украины. И для этого использует любые доступные методы, не обращая внимания на их законность.
Будучи народным депутатом Украины 8 созыва от «Блока Петра Порошенко», Загорий решил использовать для успеха «Дарницы» политические рычаги. Например, добивался назначения «нужных» людей на должности, позволяющие более активно продавать лекарства завода в украинских аптеках.
Так, в 2015 году руководителем ГП «Государственный экспертный центр» Министерства здравоохранения Украины был назначен Иван Бавыкин. В связи с чем специалисты «Центра противодействия коррупции» и фонда «Пациенты Украины» указали на тот факт, что ранее Бавыкин работал помощником народного депутата от «БПП» Глеба Загория. А ведь именно экспертный центр выдает заключение, позволяющее внести препарат в государственный реестр медпрепаратов и начать его реализацию.
На данный момент 93% акций завода принадлежит офшорной кипрской компании Darnitsa Group Limited, где Загорий — бенефициар, а кроме того семья Загорий является бизнес партнерами семьи Валентины Матвиенко (глава Совета Федерации РФ) и не только по этому офшору. Именно Матвиенко решала через Правительство Украины вопросы по приватизации «Дарницы». И тут возникает вопрос — остается ли Валентина Матвиенко партнером до сих пор, не только номинально? А как же их заявление о том, что они не работают с РФ?
Как «Дарница» отбирает у «Фармака» право на производство «Корвалола»
Выводить в продажу новые препараты «Дарницы» еще не означает быть лидером отрасли. Поэтому Глеб Загорий судится с производителями лекарств, желая достичь главной цели — стать лидером и даже монополистом рынка.
Показательным является процесс между «Дарницей» и заводом «Фармак», который компания Загория даже в войну успешно догоняет, нарастив долю рынка (у «Фармака» она составляет 5,25% и упала в 2022 году). Уже несколько лет «Дарница» пытается отобрать у конкурента интеллектуальные права на торговую марку «Корвалол». Таким образом владелец завода хочет стать главным поставщиком популярного успокоительного, продажи которого в Украине только в 2022 составили более 12 млн долларов.
Несмотря на то, что завод «Фармак» стал правопреемником Киевского химфармзавода, а в 1996 отдельно зарегистрировал торговую марку «Корвалол Corvalolum», «Дарница» хочет забрать название препарата себе, так как выпускает успокоительное «Корвалол-Дарница». А производить лекарство с одинаковым названием разным компаниям в нашей стране запрещено.
Благодаря связям в украинском политикуме и судебных инстанциях, бывший народный депутат Глеб Загорий склонил чашу весов правосудия на свою сторону: в январе 2023 года Верховный Суд Украины отменил признание торговой марки «Корвалол Corvalolum» (продукция «Фармак») «хорошо известной». То есть, представители «Фармак» теперь не имеют расширенных возможностей добиться запрета использования названия «корвалол» компанией «Дарница».
Руководство «Фармак» считает такой прецедент опасным. Ведь теперь суды гипотетически могут отменять любое решение Апелляционной палаты Минэкономики о признании той или иной торговой марки «хорошо известной». Значит, на фармрынок могут выйти препараты-клоны, которые будут популярны только из-за хорошо известного названия. Да и система защиты прав интеллектуальной собственности, уверены представители «Фармак», теперь под угрозой.
Как под угрозой физической расправы ранее была и сама владелица «Фармака» Жебровская. В 2009 году неизвестный стрелял в бизнесвумен. Тогда источники в правоохранительных органах сообщали, что одним из подозреваемых в заказе убийства был именно конкурент потерпевшей Глеб Загорий. Однако политические связи помогли ему избежать какого-либо наказания.
Компания Загория поглощает Борщаговский химфармзавод
Других конкурентов Глеб Загорий и вовсе подминает под себя. Ранее бизнесмен за бесценок приобрел 30% акций Борщаговского химфармзавода, заплатив за них в 6 раз ниже рыночной стоимости. При этом, удивительным образом, не попав в поле зрения Антимонопольного комитета Украины.
За год до большого вторжения России Глеб Загорий сделал еще один шаг, чтобы прибрать Борщаговский завод к рукам. На заседании Киеврады в марте 2021-го почти 1,2 га земли, на которых стоит предприятие, продали Загорию за 21 млн грн. Примечательно, что основная конкурентка политика по фармбизнесу — владелица «Фармак» Филя Жебровская на этом же пленарном заседании лишилась права выкупа земли под своим заводом.
Хотя 23 февраля 2021 года, после многочисленных споров, депутаты Киеврады разрешили АО «Фармак» за 216,9 млн гривен выкупить у столичной общины 6,3 га земли, на которой расположен Киевский фармацевтический завод. Но в марте глава столицы Виталий Кличко решение ветировал, и земля под активом Жебровской так и осталась в собственности города. Тогда как Глеб Загорий провел аналогичную сделку без малейших проблем.
Однако покупку сопровождают длительные судебные процессы. С весны 2018 года суды различных инстанций рассматривают дело о возможной незаконной продаже ЧАО «ФФ „Дарница“» Глеба Загория пакета акций ПАО «НПЦ „Борщаговский химико-фармацевтический завод“», ранее принадлежащего столичной общине.
Дело было открыто Хозяйственным судом Киева 2 апреля 2018 года. С иском о признании недействительными биржевых торгов в суд обратились представители «Борщаговского химико-фармацевтического завода». Иск был направлен к «Дарнице», Департаменту коммунальной собственности КГГА и Киевраде.
В мае 2018 года компания Загория направила встречный иск, который, согласно постановления хозяйственного суда от 10 мая 2018 года, был объединен с первоначальным иском БХФЗ в одно судебное дело.
В августе 2020 года Северный апелляционный хозяйственный суд полностью удовлетворил иск завода и отказал в удовлетворении встречного, от «Дарницы». Однако в октябре 2020-го Верховный суд окончательно подтвердил право собственности фармацевтической компании «Дарница» на акции «Борщаговского химико-фармацевтического завода» и законность их приобретения.
В 2021 году «Дарница» выиграла суд у БХФЗ и в Высоком суде справедливости в Лондоне. Сейчас Глеб Загорий полон решимости полностью поглотить предприятие, мотивируя это тем, что во времена СССР Борщаговский завод и так был частью «Дарницы».
Торговля с Россией через оккупированные территории
А еще, несмотря на полномасштабную войну России против Украины, препараты завода Загория до сих пор можно встретить на прилавках российских аптек. Возможно потому, что мать бизнесмена является однокурсницей нынешней главы Совета Федерации РФ Валентины Матвиенко. Женщины вместе учились в Ленинградском химико-технологическом институте и с тех пор поддерживают отношения.
Которые перешли и на уровень сыновей. Сын Матвиенко Сергей — российский бизнесмен, помимо прочих активов владеющий сетью аптек «Эркафарм». Именно в этой сети до сих пор можно встретить лекарственные препараты, изготовленные на заводе Глеба Загория. Учитывая, что экспортировать продукцию на территорию России легально невозможно, Загорий наладил «серые» поставки медпрепаратов через временно оккупированные территории Донецкой и Луганской областей. Транзитом через которые товар идет в российскую розницу. Стоит ли говорить, что никаких налоговых сборов от этих продаж государство Украина не получает?
Подкуп владельцев аптечных сетей
Пока социально ответственные бизнесы занимаются волонтерскими проектами и активно помогают ВСУ, Глеб Загорий продолжает коррумпирование аптечных сетей с целью повышения продаж медпрепаратов производства «Дарницы».
Представители завода предлагают аптекам простую схему. Сети должны максимально брать в реализацию препараты, произведенные на заводе Загория, и продавать их по ценам на 30-40% выше, чем у конкурентов. Вместе с тем, аптеки обязуются максимально игнорировать товары других украинских фармпроизводителей, обеспечивая сбыт заведомо дорогостоящей продукции «Дарницы». За это представители компании Глеба Загория выплачивают реализаторам лекарств вознаграждение, оформляя это как «маркетинговые услуги». Сумма «премиальных» составляет от четверти до 40% стоимости товара. Хотя во время войны эти деньги намного правильнее было бы передавать в помощь нашим вооруженным силам или же переселенцам.
В результате аптечные сети, сотрудничающие с «Дарницей» по указанной программе, применяют неконкурентные методы к другим производителям. Их продукцию либо игнорируют, либо же предлагают компаниям доплатить аптечной сети за то, чтобы их медпрепараты лежали на витринах рядом с продукцией «Дарницы».
Такие действия достойны внимания Антимонопольного комитета Украины, так как нарушают рыночную конкуренцию и не оставляют конечному потребителю права выбора.
«Дарница» и Пиар вместо благотворительности
В популярных изданиях Глеб Загорий пытается продвигать имидж патриота и благотворителя, компания которого активно помогает Украине во время полномасштабной войны. По его словам, сказанным в интервью «Форбс Украина», «Дарница» после 24 февраля 2022 года ни на минуту не прекращала работу. Более того, компания сохранила персонал, с которым своевременно рассчитывается за работу, а также увеличила производство и продажу некоторых препаратов. Например, сердечно-сосудистых и успокоительных.
Однако Загорий тут же раскрывает «секрет» высоких продаж: в военный 2022-й «Дарница» вышла в лидеры по бюджетам на рекламу. На которую потратили около 60 млн грн, тогда как «Фармак» выделил на это направление до 40 млн грн, а «Артериум» — 20 млн. Глеб Загорий уверен, что даже война — не повод «резать» рекламные инвестиции. А может, лучше было бы потратить эти деньги на благотворительность?