Анатолий Макаренко: российский каперанг хочет украинскую таможню! ЧАСТЬ 2
Осенью 2005-го, в ходе конфликта с Юлий Тимошенко, Петр Порошенко несколько потерял свои позиции ближайшего и всемогущего «любимого друга» Ющенко. Вместе с этим он лишился и своего человека Владимира Скомаровского на посту председателя ГТСУ — которого просто «съели» люди Тимошенко. Его сменил «кучмист» Александр Егоров, который вполне устраивал и Ющенко с Ехануровым, и Януковича с регионалами. Пресса писала о нем следующее:
«То, что Александр Егоров относился к таможне как к собственной вотчине, свидетельствует еще один вопиющий факт. Руководитель таможни фактически закрепил служебный автомобиль за своей женой, а инспектор Хомчук работал его личным водителем. Инспектор не протестовал, превратившись в прислугу, ведь вскоре получил внеочередное и досрочное звание „Советник таможенной службы III ранга“. Такие действия главного таможенника — уже не служебное нарушение, а нечто посерьезнее…»
Александр Егоров
Едва освоившись на новом месте, Егоров тут же вернул Макаренко на Киевскую региональную таможню — уже в должности её полновластного начальника. Коим Макаренко и проработал вплоть до января 2009 года, когда уже он сам был назначен председателем Государственной таможенной службы.
Почему же именно он? Когда Тимошенко решила конфисковать у Фирташа 11 миллиардов кубом газа, то этот газ сначала нужно было растаможить. Но тогдашний глава ГТСУ Валерий Хорошковский наотрез отказался участвовать в этой авантюре, потому что Фирташ был его бизнес-партнером. И тогда Тимошенко заменила Хорошковского на более сговорчивого и рискового человека, коим был выбран Анатолий Макаренко — вот почему он в одночасье подпрыгнул из кресла начальника региональной таможни на «трон» председателя всей Таможенной службы. Макаренко потом и сам признавался, что растаможка газа «РосУкрЭнерго» была главной целью, которую ему поставили во время назначения. Главной, но не единственной: «в 2009 году решалось многое», — признался потом Макаренко, не уточняя, однако, в каких еще аферах он участвовал. Ну а бонусом он получил погоны генерал-лейтенанта таможенной службы.
Когда в 2010 году в Украине сменился президент, то главою СБУ назначили Хорошковского — который тут же возбудил уголовное дело относительно «незаконного присвоения» газа Фирташа, и привлек по нему бывших высокопоставленных лиц, начиная с Анатолия Макаренко. Тот уже не занимал свой пост (новым главой Таможенной службы с марта 2010-го стал Игорь Калетник, и пребывал в тревожном ожидании. И таки дождался: 23 июня 2010 года Макаренко вызвали в СБУ в качестве свидетеля, а уже через два дня он был арестован и помещен в Лукьяновское СИЗО по обвинению в «преступной халатности». Сидел он в одной камере с известным «судьей-колядуном» Игорем Зварычем, сожравшим часть своего уголовного дела.
Анатолий Макаренко в тюрьме
Конечно же, своего протеже попыталась спасти Юлия Тимошенко. С первого дня ареста Макаренко она устроила в его защиту масштабную акцию под лозунгами недопущения «политического преследования». Впрочем, Юлия Владимировна старалась не столько для него, сколько для себя — потому что главной обвиняемой по этому «газовому делу» шла всё-таки она.
И тут за Макаренко неожиданно вступилась Россия! 10 июля появилось вышеупомянутое обращение Олега Шведкова, который ничуть не помогло Макаренко, и лишь огласило «забытые» факты из его прошлого. Через несколько дней пришло обращение российских адмиралов и каперангов, также просивших за Макаренко (см. документ). По идее, за него могли бы попросить и его бывшие коллеги из Погранслужбы ФСБ, но те благоразумно промолчали! Но зато, как считает Skelet.Info, эти обращения своих адмиралов услышал Путин — и на встрече с Виктором Януковичем, прошедшей в Ялте 25 июля 2010 года (а это был День ВМФ), он якобы лично попросил за Макаренко.
Если такое заступничество имело место, то вняли ли Янукович и Хорошковский просьбе Путина? 20 августа суд продлил арест Макаренко, 30 сентября дело о «преступной халатности» было закрыто, однако уже на следующий день открыто новое — по обвинению в «злоупотреблении властью и служебным положением». Следствие длилось всего 12 дней, после чего дело было передано в суд — но приговора Макаренко пришлось ожидать еще почти полтора года. 5 июля 2011-го его выпустили из СИЗО, где он пробыл год и 13 дней, а 19 июля 2012-го суд приговорил его к 4 годам условно. Возможно, разобравшись с Тимошенко, власть уже не считала необходимым строго наказывать тех, кто ей помогал. А может быть, свою роль сыграло то, что Макаренко действительно был, так или иначе, связан с Россией.
Став, таким образом, «жертвой режима Януковича», Макаренко получил возможность влиться в ряды оппозиции. Впрочем, попытки выяснить, чем занимался (и чем зарабатывал) экс-председатель Таможенной службы в этот период, оказались тщетными. Известно лишь, что Анатолий Макаренко принимал участие во втором Майдане: по его словам, он якобы находился в самых горячих местах, но очевидцы видели его в основном отирающимся возле сцены с «вождями». Старался он не зря: как только власть сменилась, а из тюрьмы в кресле-каталке торжественно выехала Юлия Тимошенко, 3 марта 2014 года Печерский суд пересмотрел приговор Макаренко, освободил от уголовной ответственности и объявил ранее не судимым. После чего Макаренко, по данным Skelet.Info, тут же начал активные переговоры о своем трудоустройств на прежнее место.
Это было непросто, поскольку победители Майдана слишком уж рьяно начали делить между собою власть и должности. Кроме того, весной 2014-го украинская таможня подверглась очередной реформе и была подчинена Государственной фискальной службе (ГФС). И всё же Анатолий Макаренко добился своей цели: 4 июня 2014 года Кабмин назначил его заместителем председателя ГФС по вопросам таможенной политики. И тут нужно отметить, что таможню тогда не только реформировали, но и активно чистили: официально от коррупционеров прежнего режима, а реально от конкурентов, отбирая у них региональные таможни, должности и потоки. Поэтому Макаренко вернулся в своё кресло очень вовремя — как раз к разделу большого пирога. Нарезая который, он многих обделил, а еще больше обидел, что закончилось скандалом и отставкой. Он грянул 24 февраля 2015 года, когда в один день появилось обращение к генпрокурору Шокину от депутатской группы «Экономическое развитие», в которой излагались факты коррупции на украинской таможне (см. документ), и решение премьера о служебном расследовании деятельности всего руководства ГФС, включая Макаренко. По итогам последнего, 23 марта Макаренко был оправлен в отставку со странной формулировкой «за нарушение присяги госслужащего».
Конечно, данное обращение было подписано одиозным Виталием Хомутынником, который сам был завязан в коррупционных схемах по самую макушки и тянул руки к таможне, стремясь заменить Макаренко на своего человека. И всё же в нем излагалась конкретная информация — в частности о том что на таможне продолжает действовать т.н. «ореховая мафия», назывались конкретные фирмы. Отдельно в СМИ тогда же появились публикации о том, как при Макаренко на таможне заработали схемы занижения оценочной стоимости товара (для уменьшения сбора пошлин). Однако в ходе инициированного премьером расследования всему этому так и не дали ход — что создало впечатление, будто бы Макаренко уволили ни за что. А в то время в Украине как раз вошло в моду оспаривать своё увольнение через суд, что Анатолий Макаренко и сделал, инициировав длившееся более года сутяжничество. Он одержал классическую «перемогу»: хотя суд и удовлетворил его иск, но лишь в плане формулировки причины увольнения, измененной на «по собственному желанию». После чего Макаренко уже не занимал должностей на госслужбе, хотя и продолжал активно влиять на таможню через своих многочисленных друзей. О которых стоит рассказать подробнее!
Мафия Киевской таможни
Чаще всего в публикациях о таможенных схемах Макаренко упоминаются Юрий Дворак и Орест Фирманюк, прозванных его правой и левой «загребущими» руками. Хотя, конечно, таких рук у Макаренко было намного больше — например, не менее одиозный Анатолий Гутник. Все они являются выходцами из Киевской таможни, превращенной ими в рассадник контрабанды и оголтелой коррупции. Причем, что интересно, на работу в таможню они пришли намного раньше Макаренко, у кого-то из них он даже ходил в подчиненных — но затем стремительно обогнал в карьерном росте.
Юрий Дворак, по профессии учитель, начинал в 1993-м таким же рядовым инспектором на Киевской таможне. В 1999-м, когда туда устроился Макаренко, Дворак уже занимал должность заместителя начальника. А вот начальником Киевской таможни в начале «нулевых» был Анатолий Гутник, занимавший этот пост до 2005 года и затем передавший его своему бывшему подчиненному Макаренко. Согласно публикациям СМИ, с инспекторской должности начинал там и Орест Фирманюк. Но трудовые биографии этой троицы почему-то исчезли из открытого доступа — возможно для того, чтобы скрыть их очевидную связь между собой.
Чем же они «знамениты»? Анатолий Гутник начинал участковым милиционером на Владимирском рынке Киева. Там он сблизился с криминальным «авторитетом» Владимиром Киселем, в ОПГ которого Гутника называли «Гуталин». Он прикрывал «братву» в пределах рынка, решал их проблемы с законом (закрывая глаза на рэкет и мошенничество), а потом, по протекции Киселя, которому был нужен свой человек в налоговой, устроился там инспектором. К 1999-му Анатолий Гутник уже возглавлял Киевское управление налоговой милиции — а затем перебрался в Киевскую таможню. В 2005-м он пошел на повышение в главное управление, а в 2008-м стал замом Макаренко. В 2010-м опытный и хитрый Гутник не разделил судьбы своего босса, а сдружился с Азаровым и Калетником, благодаря чему получил новые должности и сохранил своё огромное влияние на Киевскую таможню. При этом Гутник умело гасил скандалы, получая лишь большие звезды на погоны и государственные награды. Потом был 2014 год, и возглавивший таможню Макаренко помог Гутнику расставить на ключевые посты нужных людей — таким образом, взрастив, новое поколение коррумпированных таможенников.
Президент Ющенко награждает Анатолия Гутника
Одним из них был его сын Евгений Гутник: в 2014-м тот стал руководить на Киевской таможне управлением противодействия правонарушениям, то есть взял под свой контроль борьбу с контрабандой и коррупцией. Журналисты сообщали об этой «борьбе»: за каждый оформляемый контейнер Евгений Гутник и его зам Андрей Недбайло брали сверху 200-300 долларов. По сообщениям СМИ, отец и сын Гутники до сих пор контролируют Киевскую таможню через своих бывших сослуживцев. Ну а дружки Гутника-младшего то и дело попадают в скандалы — например, они записывали на своих родных дорогие автомобили и квартиры.
Из столичных милиционеров в Киевскую таможню пришел и Орест Фирманюк, которого теперь называют «криминальным миллиардером» и одним из главных контрабандистов страны. Как бы в подтверждение этого, в апреле 20121 Фирманюка включили в список десяти крупнейших контрабандистов, на которых наложили санкции СНБО. Сам он с этим категорически не соглашался, хотя и признался в интервью, что его деятельность как таможенника, ставшего затем таможенным брокером, «нестерильна»:
«Я не могу сказать, что моя деловая история стерильная, но на уровень санкций Совета национальной безопасности она точно не тянет. У каждого есть свои „скелеты в шкафу“, возможно, в начале моей карьеры у меня был конфликт с Таможенным кодексом, но я всегда старался обходить „острые углы“ и никогда не связывался с откровенным нарушением закона»
Орест Фирманюк
Основной бизнес Фирманюка — это обход таможенных пошлин или их «минимизация» посредством мошеннических схем занижения стоимости ввозимого товара, осуществляемых им через свои брокерские конторы и многочисленных знакомых таможенников. Однако на лбу Фирманюка «горит» не только клеймо контрабандиста: еще в декабре 2015 года он попал на сайт «Миротворец» по обвинению в финансировании неких НВФ (боевиков-сепаратистов?).
О схемах Юрия Дворака СМИ рассказывали много раз. Например, о том, как он ввозил контрафактные китайские гербициды и продавал потом под видом европейских. Во второй половине «нулевых», когда Макаренко возглавил Таможенную службу, Дворак стал контролировать и Одесскую таможню. В 2010-м против Дворака тоже возбуждали уголовное дело (№ 10-47-01276-001 от 01.05.2010), но по статье 364 УК Украины (требование взятки). Но он не пошел в СИЗО вслед за Макаренко, а нашел себе покровителей в новой власти, став помощником народной депутатки от «Партии регионов» Татяны Засухи. В 2012-м Юрий Дворак возглавил на Киевской таможне пост «Энергетический», что позволили ему взять под свой контроль поток энергоносителей. Сообщалось, что он «мутил» схемы ввоза нефтепродуктов с участием фирмы «ВЭТЕК» скандального Серея Курченко. В 2013-м Дворак монополизировал растамаживание живых цветов через собственную фирму «Fiori». А когда в 2014-м во власть вернулся Макаренко, то Дворак получил должность начальника Киевской городской таможни, занимая её до 2015 года.
«Я не представляю, как такой человек может занимать руководящие посты. Это все равно, что пустить лису в курятник. Где бы он ни работал, он создавал монополии в той или иной сфере, устраняя конкурентов. По сути, государственная должность для него — это площадка для собственного бизнеса. И если его в очередной раз назначат на руководящий пост в таможне, он будет продолжать заниматься незаконными схемами», — рассказывали журналистам близкие к Юрию Двораку люди.
Так же как и о бывший начальник Анатолий Гутник, Юрий Дворак взрастил себе наследника-коррупционера. Его сын Сергей Дворак в 24 года стал прокурором Дарницкого района Киева — и не стеснялся ездить на работу на Range Rover и владеть элитной квартире площадью 200 квадратов в ЖК «Дипломат-холл». На этой роскоши молодой прокурор и погорел, попав по прицел журналистов — испортивших его стремительную карьеру. А его папа Юрий Дворак в апреле 2021-го тоже был включен в санкционный список СНБО, вместе с такими «легендами» украинской коррупции и контрабанды, как Араик Амирханян и Сеяр Куршутов, о которых уже рассказывал Skelet.Info.
Однако вернемся вновь к «следу ФСБ». Казалось бы, какое отношение типичная таможенная коррупция может иметь к иностранным спецслужбам? Самое прямое! Во-первых, ФСБ может контролировать начальников украинской таможни через «папочки» с компроматом. Во-вторых, свои люди на украинской таможне были нужны Кремлю и Лубянке для различных «спецопераций». А сейчас коррумпированные украинские таможенники могут служить информаторами Кремля, сообщая врагу о прохождении военных грузов — например, западных вооружений и боеприпасов, которые потом попадают под обстрел «Калибрами».
Михаил Шполянский, Skelet.Info