Сергей Лабазюк: коррупционный волк в овечьей шкуре невинного агрария. ЧАСТЬ 2

Сергей Лабазюк: коррупционный волк в овечьей шкуре невинного агрария. ЧАСТЬ 2
359367 ПЕРЕГЛЯДІВ

О том, куда на самом деле вкладывал свои деньги Сергей Лабазюк, стало известно из репортажа программы «Наші гроші» (весна 2016-го), посвященного элитному «царскому поселку» в Конча-Заспе, построенного на месте бывшего детского лагеря завода «Киевгума». Еще в «нулевых» лагерь выкупили, а 9 гектаров рекреационной земли под ним взяли в долгосрочную аренду, пообещав построить там новый детский оздоровительный комплекс. Но вместо него появился поселок на полсотни шикарных особняков Валерия Гелетея, дочери экс-прокурора Киева Анатолия Мельника, судьи Высшего хозяйственного суда Ирины Кондратовой, газового схематозника Демченко и других интересных людей. Среди них высится и дом Сергея Лабазюка площадью 650 кв.м. Он начал там строиться одним из первых, вселившись уже в 2014 году — поэтому по документам на месте его дома должен быть «жилой корпус в оздоровительном комплексе». Но на соответствующий вопрос журналистов Лабазюк ответил так:

«Меня не удивило такое назначение, так как на территории нашего государства есть очень много различных форм собственности. Поэтому, когда я покупал недвижимость, я перед тем проконсультировался, и эта недвижимость является вполне законной».

Ну а то, что он построил себе хоромы там, где должны были бы жить больные дети, его ничуть не смущает.

Сергей Лабазюк: Собиратель земель

Кризис 2008-2009 г.г. пошел Лабазюкам на пользу. Они продолжили прибирать к рукам испытывавшие проблемы сельхозпредприятия по всей Хмельницкой области и вышли в Тернопольскую, к весне 2012-го владея уже 30 тысячами гектаров. Тогда же братья учредили ООО «Группа компаний Vitagro» (ЕГРПОУ 38100077) и «Vitagro Partner» (37993500), объединяющие их фирмы и предприятия в многопрофильный холдинг. Но их главным трофеем стала «Агропромышленная корпорация «Заря» в Ровенской области, созданная на базе бывшего колхоза «Заря коммунизма» его бессменным председателем Владимиром Плютинским (1927-2009). Он был настоящей легендой: с 1958 года руководил колхозом, в 80-х превратил его в процветающий агрокомплекс, в 90-х не дал развалиться и сделал прибыльным ЗАО. Лабазюк знал его по «Блоку Литвина», депутатом которого Плютинским был в 2006-2007 г.г. Воспользовавшись знакомством и втершись в доверие к агарному патриарху, Лабазюк привычно «намутил» там долговых схем. После смерти Плютинского «Заря» стала нести убытки, и уже в 2012-м Лабазюки взяли её под свой контроль, а в 2014-м включили «Зарю», со всеми предприятиями, имуществом и землей, в свой холдинг «Vitagro».

Тем временем, в 2012-м году Сергей Лабазюк впервые избрался народным депутатом 7-го созыва в родном мажоритарном округе № 188. Правда, выборы он выиграл с большим трудом, взяв 28,39% голосов против 27,89% у своего основного конкурента Виктора Колищака и 20,78% у третьего кандидата Дмитрия Беспалова. И хотя Лабазюк хотел бы забыть подробности тех выборов, мы напомним, что они были очень грязными! Специально под выборы Лабазюк создал благотворительный фонд «Мы рядом», который возглавила его супруга Виолетта, раздавал школьникам подарки и поставил несколько детских площадок, активизировал свой дорожный бизнес под лозунгом «я строю вам дороги». Но, помимо подкупа избирателей, использовались и чисто бандитские методы: так, Лабазюк устроил «налет» на типографию в которой печаталась агитационная продукция Колищака, после чего созвал пресс-конференцию и заявил, что искал там компрометирующие себя материалы.

Интересно вот что: Виктор Колищак на тот момент был главой Хмельницкой ГРА, однако админресурс Лабазюка был куда круче — он пользовался поддержкой губернатора-регионала Федака (потому и не стал баллотироваться от партии Литвина), разумеется, не бесплатной. Неизвестно, какой там бизнес «замутил» Лабазюк с Федаком, но вот в Раде он отрабатывал перед Партией Регионов сполна! Так, когда в декабре 2012-го регионалы кинули ставшего им ненужным Литвина через одно место, и избрали новым спикером Владимира Рыбака, то недостающие им для этого голоса они набрали у нефракционных депутатов — среди которых был и Лабазюк. А вместе с ним к регионалам перебежал и Игорь Еремеев, которого потом Лабазюк называл своим другом (и с которым после Майдана перебежал в группу «За европейский выбор»). Кстати, о т.н. «законах 16 января»: Лабазюка обвиняли, что он за них голосовал, сам он утверждал, что этого не делал. Но если посмотреть в официальную отчетность ВР, то можно увидеть что Лабазюк поддержал законопроекты № 3879 и № 3893, а уже потом, после смены власти, отозвал свои голоса. И ему это припомнили: в октябре 2014-го активисты «Хмельницкого автомайдана» заклеили стены депутатского офиса Лабазюка изобличающими листовками и разрисовали стену надписями.

Офис Сергея Лабазюка после визита активистов

И еще: когда потом в 2014 году Сергей Лабазюк снова пошел в нардепы, то он объяснил желание вновь оказаться в ВР тем, что «не мог подвести своих избирателей, отдавших за меня почти 60% голосов». Но это была очередная циничная ложь Лабазюка, поскольку на выборах 2012 года он получил всего 28,39% голосов, а на выборах 2014-го только 35,81%.

Но вернемся к их земельным делам. За время своего первого депутатства (2012-2014) земельный банк Лабазюков вырос с 30 до 45 тысяч гектаров, но теперь они были уже не просто латифундисты, а владельцы животноводческих ферм, элеваторов, маслозавода, комбикормового завода — плюс ряда других предприятий, включая собственные асфальтобетонные заводы, позволяющие им лучше осваивать бюджетные деньги. Ну а дальше дела у Сергея Лабазюка пошли еще лучше, хотя, по мнению Skelet.Info, он стал намного продуманнее в вопросах поглощения. Примером чего является очень длинная и запутанная история вокруг предприятия «Лампка Агро», тянувшаяся еще с 2009 года. Суть конфликта вот в чем: в 2004-м году немецкий фермер-инвестор Зигмунд Лампка создал в Хмельницкой области своё зерновое предприятие, за несколько лет увеличившее свой земельный банк с 500 до 12 000 гектаров. Но в кризис возникли проблемы, и в 2009 году Лампка взял себе компаньона, тоже немца Тобиаса Гелмке, внесшего в уставной фонд 400 тысяч евро и ставшего обладателем 80% «Лампка Агро». Сначала компаньоны вроде бы ладили, но затем Гелмке обвинил Лампку (оставшегося директором) в развале предприятия (набравшегося колоссальных долгов) и попытался его отстранить. Начался длительный спор, в ходе которого Лампка заявил, что у него хотят отобрать созданное им предприятие, а Гелмке уверял, что закон на его стороне. При этом Гелмке заручился поддержкой нардепа Сергея Лабазюка, и некоего рейдера Виталия Марцинкевича и юриста Дмитрия Вагина. Запутанно, верно? Но вот финал этой истории в 2019 году всё расставил по своим местам: Гелмке официально обратился за помощью к «Vitagro» и та «выступила инвестором» (со слов Петра Лазюка), выкупив все долги «Лампка Агро», а затем включила предприятие в состав своего подразделения «Заря» (того самого ранее поглощенного). Получается, Лампка был прав, когда кричал о рейдерском захвате? Кстати, о «кинутом» немце уже два года ничего не слышно, даже как-то тревожно за его дальнейшую судьбу…

Лабазюки разворовывают Хмельнитчину

Точно такая же схема поглощения погрязшего в долгах предприятия была использована Лабазюком для захвата госпредприятия «Маяк» (в селе Гвардейском Хмельницкой области), когда-то входивший в состав Хмельницкого ПО «Новатор» и производившего, помимо радиодеталей для военной авиации, еще игрушки и настольные игры. Из-за своей принадлежности к ВПК, завод «Маяк» нельзя было приватизировать — и тогда Лабазюки пошли на хитрость. И без того дышавшее на ладан предприятие, жившее сдачей помещений в аренду, довели к 2009 году до банкротства и ликвидации, после чего их предприятие «Vitagro» заключило с ликвидатором «Маяка» соглашение и получило в собственность всё имущество упраздненного госпредприятия — фактически его приватизировав окольным путем. По данному факту Нацполиция даже возбуждала уголовное дело, однако оно так и не было доведено до конца. И теперь вряд ли можно надеется, что справедливость восторжествует, потому что семейство Лабазюков уже открыто демонстрирует свою полную безнаказанность. Еще бы, теперь они все при власти!

На парламентские выборы 2019-го Сергей Лабазюк вновь пошел как самовыдвиженец, при этом получив рекордные для себя 49,78% голосов. И это было странно, учитывая, что его конкурент от «Слуги народа» Оксана Бочкарева набрала только 35%, хотя сама партия взяла на округе 46%. Впрочем, это можно было объяснить тем, что Бочкарева не покупала голоса избирателей раздачей тортов и школьных принадлежностей, установкой детских качелей и ремонтом дорог якобы «за свой счет». Ну а уже в Верховной Раде Лабазюк быстро определился как член партии и одноименной депутатской группы «За майбутне», иронически прозванной в народе «За майбах». Через год на местные выборы от «За майбутне» пошли его жена Виолета и брат Петр, ставшие депутатами Хмельницкого областного совета — а затем Виолету Лабазюк выбрали его председателем. И понеслось!

Сергей Лабазюк: коррупционный волк в овечьей шкуре невинного агрария. ЧАСТЬ 2

После скандальных обысков 2016 года «Аграрная компания 2004» уже практически не участвовала в дорожных тендерах, зато тогда же эстафету подхватило упомянутое нами ранее ЧАО «Хмельницкое ДСУ № 56», которое СМИ связывают с Сергеем Лабазюком. И не просто подхватило: в период с конца 2016 и до середины 2019-го предприятие ежемесячно осваивало десятки миллионов гривен! Но самое потрясающее началась с сентября 2019-го, когда Лабазюк в третий раз получил своей депутатский мандат: «Хмельницкое ДСУ № 56» стало получать десятизначные тендеры, общая сумма которых к настоящему времени уже превысили 20 миллиардов! Сумма столь внушительная, что она слишком велика для одного Лабазюка — остается только гадать, кто же пропускает этот колоссальный поток денег «Великого будівництва» через контролируемую им фирму?

Но аппетиты Лабазюка, как и его наглость, становятся все больше. Не удовлетворившись бюджетными миллиардами, он начал банально красть природные ископаемые, прикрываясь при этом брендом «Великого будівництва», налепив эти узнаваемые всеми логотипы на строительную технику «ДСУ № 56», которая занималась незаконной добычей песка и глины и была арестована сотрудниками СБУ в феврале 2021 году около села Москалевка (Хмельницкая область). Ворованный у государства песок, понятное дело, потом продавался Лабазюком государству же, для строительства дорог. А вот глину добывали для кирпичных заводиков Лабазюка, которые никакого отношения к «Великому будівництву» не имеют:

Думаете, это так, единичный случай? Нет, открытое воровство становится любимым методом Лабазюка! Еще осенью 2020-го принадлежащая «Vitagro» уборочная техника нахально ворвалась на поля государственного хозяйства «Проскуровка» и стала собирать созревшую пшеницу. Причем, это было не просто воровство урожая, принадлежащего государству, нет — всё намного хуже! «Проскуровка» является опытным хозяйством Мироновского института пшеницы НАК Украины, там выращиваются селекционные семенные сорта. Так что мало того, что стоимость такой пшеницы намного дороже обычного урожая, так еще и фактическим был загублен труд украинских ученых — ведь собранную опытную пшеницу просто ссыпали в элеватор к прочей. Вот взять бы и заставить Лабазюка перебирать её по зернышку, как Золушку! Да только кто же накажет нардепа и мужа председателя облсовета?

Михаил Шполянский, для Skelet.Info


Редакция не несет ответственности за содержание опубликованных сообщений информационных агентств и рекламы и может публиковать статьи, не разделяя точку зрения автора.

По всем вопросам относительно опубликованного материала обращайтесь по электронной почте: politica.chat@gmail.com

Теги: Сергей Лабазюк,Киевгум,братья Лабазюки,Петр Лабазюк,Vitagro,Виктор Колищак