Трудности полицейской службы

Трудности полицейской службы
365 ПЕРЕГЛЯДІВ

У песни советских пионеров «Учат в школе, учат в школе» был американский аналог, незатейливая песенка «What did you learn in school today?»

Написал и спел ее великий Пит Сигер, но она тут же разлетелась по всем школьным утренникам великой нации. И зазвенела детскими голосами от океана до океана.

В песенке, отвечая условной маме на вопрос «Чему тебя сегодня учили в школе?» американский первоклассник в числе первых пунктов сообщает: «I learned that policemen are my friends», «я выучил, что полицейские мои друзья».

Больше 50 лет назад в США уже культивировали фигуру человека с жетоном и пистолетом. Страна, объявившая себя родиной Свободы, славила тех, кто призван эту свободу так или иначе ограничивать.

И в этом нет никакого противоречия. Метастазы нашего внутреннего неприятия «хорошего полицейского» родом из прошлого, чужого и вынужденно-имперского, когда главной задачей городового было «тащить и не пущать», наводя на всех ужас самим своим появлением.

Мне повезло войти во взрослую жизнь уже в новую эпоху. Эпоху людей в черном на белых автомобилях. Подтянутых, красивых, образованных и дружелюбно-строгих украинских копов.

Мое детство не помнит «ментов», краснолицых дядек в нелепых робах мышиного цвета, циничных детей советской системы и ее развала. Вернее, оно помнит их переодетыми в относительно нормальную, синюю форму, но все таких же неумолимо «постсоветских» в своем лексиконе и отношении к жизни.

Конечно, и среди них были герои и умницы, но, если бы охранники порядка остались прежними, если бы время не перевело правоохранительную систему на язык новой Украины, мне было бы невероятно трудно говорить о великой общественной функции людей в полицейской форме.

Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Украины; для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

Это общеизвестные постулаты, и за их размытостью скрывается естественное непонимание того, как должна выглядеть работа полицейского сегодня и завтра.

Последние сто лет методы работы полиции менялись редко и незначительно. Сегодня, в период коренной ломки всех привычных механизмов мироустройства, никто из людей не знает, как он сам будет жить через месяц, год, два. Что же говорить о полиции, регуляторе закона и будничных повседневных процессов!

Камеры наблюдения, система распознавания лиц (доступная уже на уровне бытового «айфона») и прочие элементы «тотальной слежки», конечно же, упростили многие задачи полиции. С другой стороны, криминал освоил киберпространство быстрее других категорий граждан, а технически грамотное зло страшнее группы татуированных хулиганов в городском парке.

Китайские «глушилки», «заклейки» и «открывалки» доступны, как семечки, но они уже породили не одну сотню изобретательных и циничных преступлений. Созданная Киберполиция, как отдельное подразделение, не снимает проблему, технические новшества каждый месяц обновляются и применяются везде, от банального превышения скорости до организации ограбления и заказного убийства.

Жеглов из знаменитого сериала говорил: «Запомни, на том наш брат и стоит, на сходстве улик и одинаковости обстоятельств!» Полицейский образца 2021 года лишен такой роскоши, он должен ориентироваться по ситуации, а ситуации разнообразны и каждый раз непредсказуемы.

Полностью вышедший из-под контроля технический прогресс это огромная, но не единственная «проблема» украинского полицейского. Не менее опасны чудовищные социальные перекосы украинского общества.

Известный политик Юлия Тимошенко сказала в интервью, что почти не винит парламентских перебежчиков, потому что, когда перед человеком ставят чемодан с полутора миллионами долларов, у него «едет психика».

Что же говорить о полицейском, которому преступник (просто богатый человек, сын, жена, любовница богатого человека) способен предложить сумму, равную его зарплате за три жизни при удачной карьере? Что, долг полицейского выше долга военного, врача, политика? Судя по зарплате, не особенно.

Но самыми главными «врагами» украинского копа (копа любой нормальной страны) являются демократические права и свободы. Помноженные на технический прогресс и социальное неравенство, они словно созданы для того, чтобы выбить почву из-под ног полицейского.

Например, патрульный задерживает человека с признаками наркотического опьянения. Тот предъявляет справку, которая сообщает, что препарат ему выписал врач.

Дальше возможны варианты:

Справка поддельна, но технически выполнена настолько идеально, что определить это невозможно.

  1. Справка подлинна, ее за деньги выписал районный психиатр, который заявит в любом суде, что помогал пациенту.

  2. Независимо от подлинности справки, человек богат, и его адвокат мгновенно обеспечивает и нужного врача, и подлинный рецепт, а на патрульного обрушивает обвинения в изъятии и сокрытии «вещества», превышении власти и издевательстве над его больным клиентом.

И так далее, и так далее. Переложите ситуацию с наркотика на транспорт, оружие, удостоверение журналиста или помощника депутата, на что угодно.

Нужно признать, что ответственность за все свои сомнительные действия государство всегда пыталось и пытается переложить на полицию.

Скажем, обязательное ношение масок и требование привиться от covid-19 изначально незаконны. Усугубляется это тем, что маски совершенно не защищают от вируса, а прививки не спасают от заболевания.

Статью Конституции прямого действия, гарантирующую права человека, и близко не могут отменить ни распоряжение мэра, ни заявление Министра, ни указ Президента.

Если ее все же отменят, поддержав Указ главы государства двумя третями Парламентского голосования, народ имеет право на уличный протест, сдерживать который опять же обяжут «людей в черном».

Глядя на написанное, я понимаю, что статья о новой роли полиции в жизни Украины, которую я хотел написать, превратилась в статью о трудностях полицейской службы, абсолютной непонятности ее задач и методов их решения.

Для периода крушения социальной парадигмы это нормально. Полиция может быть эффективной или неэффективной лишь относительно возникающих общественных вызовов. Вызовы новой эпохи еще не сформированы, никто в мире не знает, как будет выглядеть жизнь через месяц или год. Национальная полиция не единственный государственный институт, который сегодня часто действует спонтанно и ситуативно. Имея на это, помимо прочего, меньше прав, чем другие группы общества.

В этой связи радостно сознавать, что главное сделано. Сформирована новая идеология Национальной полиции Украины. В нее пришли люди нового типа, современные и образованные молодые украинцы. Коренным образом изменилось отношение граждан к правоохранительным органам.

Не спешите насмехаться над моими словами. Спросите у отцов и людей их поколения, чем отличается коп Украины от мента УССР, они вам расскажут.

Не приходится сомневаться, что полиция нашей страны будет уверенно решать все задачи по мере их возникновения. В конце концов, эти задачи останутся неизменными, «служить и защищать», а вот методы потребуют от полицейских и знаний, и мужества, и любви к профессии, которая «всегда нуждалась в лучших людях нации, но никогда не могла дать им того, что лучшим людям нации полагается по праву».

Автор: Николай Нечипорук / Микола Нечипорук

Теги: Нацполиция,Нацполиция Украины,Национальная полиция,Национальная полиция Украины, Полиция ,Юлия Тимошенко