«Лицензия на убийство» украинского леса № 4197-д это еще один признак агонии существующей государственной модели, прогнившей, антинародной и безнадежно постсоветской

«Лицензия на убийство» украинского леса № 4197-д это еще один признак агонии существующей государственной модели, прогнившей, антинародной и безнадежно постсоветской
152 ПЕРЕГЛЯДІВ

18 ноября 2021 г. парламент принял за основу проект № 4197-д «О рынке древесины», внесенный группой депутатов во главе с председателем Комитета по вопросам экономического развития.

Главной задачей инициаторов проекта Закона была отмена моратория на экспорт необработанной древесины, т.н. «кругляка», принятый в 2015 году. Брюссель давно утверждал, что этот пункт должен быть откорректирован в соответствии с Соглашением об ассоциации Украины с ЕС, полный мораторий нарушает правила свободной торговли между Украиной и Европейским Союзом.

Проект № 4197-д «О рынке древесины» был принят, но без пункта об отмене моратория. На его изъятии настоял профильный Комитет ВР.

Проголосованный в данном виде законопроект преподносится, как забота о сохранении лесов Родины, но не без оснований с момента его принятия за основу подвергся критике.

Каждую проблему можно рассматривать в нескольких аспектах. Возьмем три из них: юридический, практический и чисто человеческий.

Юридически у проекта закона нет шансов.

По данным Минсреды по состоянию на 2021 год, леса покрывают 15.9% территории страны при норме в 20%.

  1. Показатель уровня «нормальной лесистости» не был выполнен ни одной областью Украины за весь период ее существования.

Прописанная законопроектом норма сама по себе блокирует введение законного экспорта.

Статья 29 проекта закона обязывает экспортеров оформлять сертификат о происхождении древесины. Обязательным условием заготовки леса-кругляка является его принадлежность к области, где показатели лесистости не ниже установленных нормативов и при подтверждении отсутствия на участке проведения рубки видов, занесенных в Красную книгу.

Областей с нормальным показателем лесистости, как уже отмечалось, в стране нет. Что же касается Красной книги, то в современном понимании это не перечень пород деревьев, которые нельзя вырубать, а сохранение существующей экосистемы.

Экологический баланс образуется деревьями вместе с почвами, папоротниками, зверями, птицами, змеями, насекомыми, грибами и ягодами конкретного массива. Уничтожение одного класса или вида неизменно влечет за собой гибель или мутацию остальных.

Кроме упомянутого противоречия, проект содержит ряд норм, без уточнения и доработки которых прозрачная система продажи древесины невозможна.

Авторы проекта № 4197-д путаются даже в базовых терминах «древесина», «древесная растительность» и «лесной ресурс».

Государственные органы, осуществляющие контроль вырубки, их регулирование, полномочия и функции авторами проекта не определены.

На этом можно поставить точку, но проблема не решается констатацией того, что проект плох, а его принятие ничего не решает. Кроме того, 4197-д типичен, на его примере можно и следует рассматривать и анализировать едва ли не все принимаемые существующим Парламентом законы.

Говорить о том, что ради возможной выгоды следует поступиться защитой лесов, не приходится. Активность предпринимателей в нашей стране не делает богаче ни людей, ни страну. Зарплаты не увеличиваются, бюджет не пополняется, цены продолжают расти.

Истреблять красоту родных лесов ради прибыли заготовителя (хоть украинского, хоть иностранного) и взяток, которые получат от него местные чиновники, глупо и расточительно. Такая выгода не является «национальным интересом» ни по одному из параметров.

Электронную систему для торговли древесиной явно намерены финансировать за счет бюджета, потому что в проекте не указаны источники финансирования ее создания и технической поддержки.

Не указано, кто будет заниматься созданием ЭТС (электронной торговой системы) и лесного портала, а отсутствие таких данных всегда подразумевает коррупционную составляющую.

Законопроект № 4197-д не будет способствовать развитию прозрачной и подотчетной системы отслеживания сертификации и продаж древесины, как уверяют его авторы. Он сделает вырубку украинских лесов массовой в угоду европейским лесорубам и нескольким тысячам украинских функционеров разных уровней.

Обязательства перед Европейским Союзом это слишком размытое понятие для того, чтобы Украина ради него масштабировала вырубку своих лесов в условиях войны, кризиса и пандемии.

Интерес Европы к нашим древесным ресурсам вызван, помимо прочего, тем, что ее страны не справляются с задачей сбережения собственных лесных массивов.

European Environment Agency сообщает, что «лесная политика ЕС основывается на компетенциях стран-членов Европейского сообщества, поэтому роль ЕС базируется на принципе субсидиарности и заключается только в придании большей значимости национальным политикам и программам».

Работа ЕС затрудняется отсутствием у всех стран-членов Евросоюза общего официального понятия «лес», поэтому они берут за основу определение, принятое на Министерской конференции по защите лесов в Европе:

«Лес – это земли, покрытые деревьями (или с плотностью насаждения деревьев) более чем на 10 процентов и площадью более 0,5 гектара, если выросшие в естественной среде деревья достигают высоты как минимум 5 метров».

На фоне деятельности европейских защитников природы проект 4197-д выглядит конкретным и детально проработанным документом, каковым он и близко не является.

Леса в Европе дают возможность создать значительное количество рабочих мест, являясь важным экономическим и сырьевым фактором. В ЕС насчитывается 16 миллионов собственников лесов, лесное хозяйство напрямую дает работу 350 000 человек, при этом в целом лесная промышленность охватывает более 2 миллионов работников на предприятиях с торговым оборотом в 300 миллиардов евро.

В настоящее время ЕС, согласно докладу ЕФСОС (Исследование перспектив лесного сектора в Европе), рекомендует привлекать большее количество рабочих в эту промышленность.

Украина, потенциально одна из самых технологически развитых стран мира, призвана стать в этой цепочке сырьевым компонентом, поставщиком элитного кругляка, вырубленного и вывезенного из страны за копеечные по промышленным меркам деньги.

Принятый Парламентом за основу проект № 4197-д «О рынке древесины» это не знак заботы о сбережении лесов страны и процветании ее народа, а очередная попытка узаконить разграбление национальных богатств в угоду нескольких сотен заинтересованных чиновников.

Кроме того, выдача официальных лицензий замаскирует главную проблему, нелегальную вырубку лесов и торговлю древесиной, на которую не способны повлиять ни повышенные штрафы, ни снижение размера «существенного ущерба», после которого наступает уголовная ответственность.

Несовершенное законодательство, поверхностный контроль отрасли, высокий уровень безработицы в сельской местности и коррупция приводят к тому, что карпатский бук, сосну, дуб вырубают и вывозят массово и бесконтрольно.

«Лицензия на убийство» украинского леса № 4197-д это еще один признак агонии существующей государственной модели, прогнившей, антинародной и безнадежно постсоветской.

Автор: Николай Нечипорук / Микола Нечипорук

Теги: депутаты ,Комитет по вопросам экономического развития,Комитет ВР,Минсреда,Парламент,чиновники,вырубка леса,лес,кругляк,карпатский бук,Коррупция