Общая сумма расходов на политические рекламные сообщения в Facebook в январе-июне 2021 года составила $1,2 млн.
Никогда еще разрыв поколений не был таким абсолютным, как сейчас, в первой четверти 21-го века.
Старшее поколение, которое ездило на «механике» без пробок, жило в цехах и аудиториях, а отдыхало в кофейнях и на пикниках, играло во дворе в футбол и пело за столом, никогда не примет убогости пластмассового мира.
Двадцать лет назад телефон был не стержнем бытия, а телефоном. Таким же бытовым прибором, как зажигалка, фонарик или электробритва, только с другими функциями.
Дело не в новых формах связи. Связь совершенствовалась в течение всего развития человечества, «цифра» же захотела изменить саму парадигму существования, и у нее получилось. В подтверждение сказанного возьмем четыре базовых элемента - войну, любовь, деньги и свободу (при всей размытости этого понятия).
Карабахский конфликт показал, что толстенькие ботаны, сжав джойстики пухлыми пальцами, могут победно рвать на кровавые лоскуты отважную пехоту.
Реклама «Я знакомлюсь только на Badoo!» озвучила приговор привычной земной влюбленности (влечению, сексу, не важно), основанной на незримой живой энергетике и мимолетной вибрации тела-духа.
Электронные деньги это их отсутствие. У человека, положившего пачку купюр в бумажник, его благополучие нужно еще отобрать. А невидимый банкир может сделать миллионера нищим, прикоснувшись пальцем к тачскрину. Что и кому ты будешь доказывать, лишенец? Пишите письма! По электронной почте…
О системах тотального наблюдения и говорить нечего. У человека отобрано право на поступок, а у сыщиков – их отточенная веками профессия. Все замечено и записано, законы цифрового концлагеря не нуждаются в дедукции и формальных процедурах.
Если перечисленные вехи мироустройства склонились перед нулями и единицами новой эпохи, то спорить не о чем. Тем более, все закомплексованные бездари мира получили право на самовыражение, а значит, выбор большинства был очевиден.
Не нужно быть опытным конспирологом, что понимать, что «онлайн», как норма общения, и вирусные ограничения с его масками и карантинами родом из одного бункера. Это две половинки одного заколдованного яблока, протянутого роду людскому и уже надкушенного им. За этими явлениями властно проступает неумолимая тень полного порабощения земных человекомиллиардов.
Но оно наступит в скором завтра. А сегодня еще сегодня, и, балансируя на стыке цивилизаций, человечество (миллиарды людей с масками на лицах и смартфонами в руках) пытаются совместить традиционные явления жизни с ее изменившейся до неузнаваемости сутью.
Мы предлагаем рассмотреть один из таких противоречивых социальных узлов, политические выборы в нашей родной Украине.
Когда Владимир Зеленский говорил о «стране в смартфоне», это была лукавая ересь? Он сам ничего об этом не знает, он работал на живых сценах и натурных съемочных площадках, а свое актерское мастерство использовал на наполненном людьми стадионе, чтобы победить на дебатах ненавистного ему Порошенко.
В этой связи хочется спросить – это что, был последний стадион в украинской политической жизни? Вопрос не иронично-риторический. Сегодняшний формат жизни не оставляет места привычным избирательным процессам. Те, кто создал вирус, сделали это не для того, чтобы объявить о победе над ним.
Значит, все будет «онлайн», и первые ростки компьютерной политической борьбы в Украине уже есть.
Главной ее ареной стал, как бы дико это ни звучало, Facebook, площадка, созданная для общительных студентов и страдающих от одиночества дам. Помимо «целевой непригодности» Facebook, существует ряд моментов, вызывающих объективную озабоченность.
Во-первых, это иностранная сеть, американская. Ставить свой политический выбор в зависимость от иностранной компьютерной услуги, затея изначально сомнительная, играя на чужом поле, мы слишком зависимы.
Во-вторых, FB это частное предприятия, которым владеет человек по имени Mark Zuckerberg. Что мешает ему закрыть бизнес или продать его китайцам или русским?
Тем, кто скажет «это невозможно», мы советуем вспомнить, что два года назад люди беззаботно летали по разным странам, а не узнавали, в какой именно продуктовый магазин они могут выйти на полчаса в день, чтобы купить воду и колбасу.
В том, что мы привыкли называть «реальностью», возможно все.
Несмотря на сказанное, политические силы Украины уверенно осваивают сетевые технологии. Реклама в интернете в целом и в соцсетях, в частности, стала для политиков одним из основных способов коммуникации. Общая сумма расходов на политические рекламные сообщения в Facebook в январе-июне 2021 года составила $1,2 млн.
Почти треть общей суммы расходов приходится на 20 самых активных страниц. Доминируют представители партии "За майбутнє" и Виктор Медведчук.
Первое место по расходам занимает страница Александра Шевченко, который весной баллотировался в Верховную Раду на 87-м округе. С июня 2019 года его страница вложила в рекламу почти $130 тыс.
Второе место по объему средств, вложенных в рекламу на Facebook, занимает главная страница партии «Слуга народа» ( более $47 тыс). На ней ежедневно публикуется несколько рекламных сообщений, от озеленения территории одной из школ до вопросов международной политики. Отдельное внимание уделяется освещению инициатив президента Зеленского, «Велике будівництво», «Здорова країна» и т.д.
На третьем месте оказалась страница Арсения Яценюка, который только в 2021-м году вложил в рекламу $40 тыс. Политик размещает в ленте поздравления, отрывки эфиров и призывает ругать правительство.
Стабильно вкладывается в Facebook Владимир Гройсман, Михаил Добкин, «Политическая партия «За майбутнє» и телеканалы Медведчука. Список можно продолжить, он известен и находится в открытом доступе.
Но перечисленные вложения политиков и партий не помогают понять, станут ли страницы социальных сетей главными платформами предвыборной борьбы в Украине. Если станут, то каким образом? Как они будут уживаться с митингами, дебатами и прочими процедурами прежних времен?
Наконец, FB лишает права высказываться тех, чьи слова, по мнению его владельцев, нарушают составленные ими же «нормы сообщества». Значит ли это, что кандидаты в национальные лидеры Украины, обращаясь к народу, будут тщательно выбирать слова, стараясь не вызвать недовольства американца по фамилии Zuckerberg? Если да, то не ошиблась ли площадкой молодая украинская демократия, которой нужно живое и страстное слово?
Освоение социальной сети началось со скандала. В апреле были удалены 477 учетных записей Facebook, 363 страницы, 35 групп и 29 учетных записей Instagram, которые в соцсети связывают с юридическими и физическими лицами, попавшими под санкции США (Андрей Деркач, Петр Журавель и лица, связанные с изданием "Бегемот" медиа). А также с политическими консультантами, связанными с Владимиром Гройсманом и Олегом Кулиничем (глава депутатской группы "Довіра").
Можно по-разному относиться к перечисленным персонажам, но санкции США (другой страны) уже являются прямым поводом для закрытия украинских страниц. И это подтверждает нашу уверенность в том, что ни один политик, вещающий на FB, не может позволить себе высказывать свои призывы без оглядки на чужие законы и нормы.
Перенеся свою политическую активность в иностранные социальные сети, и депутат, и президент становятся «пользователями», зависимыми от сомнительной морали и этики иностранных владельцев площадок.
Ботоферма, по поводу которой не так давно разгорелся скандал, не была ни «промосковской», ни «антимосковской». Следуя алгоритмам цифрового пространства, она публиковала те материалы, которые вызовут резонанс и позволят ей увеличить аудиторию, вне зависимости от их звучания. Бездушная арифметика нулей и единиц, помимо прочего, будет теперь формировать политическую повестку Украинского государства?
Не может не обращать на себя внимания то, что в продвижение в интернете щедрее всего оплачивают люди, уже припадавшие к бюджету страны. Теперь они инвестируют добытые средства в свое гипотетическое (или реальное) политическое будущее. Их количество не растет, даже на президентском уровне приговаривая избирателя Украины к угрюмому выбору Зеленский-Порошенко с фоновым присутствием Юлии Владимировны в качестве «третьей силы».
Отсутствие новых лиц и партий это самая тягостная тенденция наших дней. Нация не готова признать вождем никого из нынешних политиков, но цифровые законы сети умело кольцуют число лояльных к «нормам сообщества» кандидатов, разбавляя их врагами Украины и бюджетными миллиардерами.
Никакой Цукерберг не сделает Яценюка, Зеленского, Гройсмана или Порошенко совестью и надеждой Украинской Нации. Стране рано замыкать круг лидеров, она все еще беременна надеждами и ожиданиями. И этим ожиданиям тесно в иностранной социальной сети.
Украинская Мечта родилась на кровавом снегу Майдана, в огне и живом мужестве. Превратить ее в компьютерную игру не сможет никто и ничто.
Автор: Алексей Андрейчук