“Тёмные дела” и.о. мэры Харькова Игоря Терехова
Временный мэр Харькова Игорь Терехов все чаще становится фигурантом скандалов
Земельная распродажа для своих, налоговые преференции для приближенных, монополия на земельные решения в одних руках – лишь часть недавних “зашкваров”. Почему Терехов так легко идет на столь очевидные нарушения цивилизованных правил игры позволит разобраться его прошлое, богатое финансово-криминальными историями.
Почему Игоь Терехов попал в розыск
Становление Терехова, как участника теневых схем, началось в девяностые, когда он в юном для бизнеса 27-летнем возрасте в 1994 году пришел на ЗАО “Промышленная компания “Укркондиционер”. Как раз в это время начался очередной этап приватизации предприятия, которая в те времена больше напоминала дерибан оставшегося от советского периода имущества. В данном случае с “Укркондиционером” так и произошло. Уникальный завод, c которого начиналось производство кондиционеров в СССР, был доведен до банкротства в то время, когда им руководил Терехов.
Сначала он хорошо потрудился на посту коммерческого директора предприятия. Непонятно как Терехов обеспечивал завод заказами и рынками сбыта, но на тот момент на предприятии образовались долги. И сам нынешний секретарь горсовета Харькова оказался фигурантом уголовного дела, милиция объявила его в розыск. Терехову вменяли “умышленное уклонение от уплаты налогов, сборов, других обязательных платежей”, поскольку его действия на посту руководителя привели к “непоступлению в бюджеты или государственные целевые фонды средств в значительных размерах”. То есть, Терехов содействовал накапливанию долгов по пенсионным отчислениям, а значит были проблемы и с выплатами зарплат сотрудникам, после чего он скрылся из поля зрения правоохранителей.
Впоследствии Терехов был разыскан. Каким образом он избежал наказания в виде приговора суда история умалчивает, но удачи судьбе предприятия это не прибавило. В 1997 году, когда недавний фигурант уголовного дела возглавил “Укркондиционер”, было решено превратить его в открытое акционерное общество. И уже на посту председателя совета акционеров, председателя правления – генерального директора ОАО “Харьковский завод “Кондиционер” он продолжил накапливать долги, удерживая курс к банкротству.
К 2000 году в Харькове появилась еще одна структура – ООО “Промышленная компания “Укркондиционер”, причем по тому же адресу, оперировавшая теми же мощностями, что и акционерное общество.
Так обычно происходит, когда все ликвидное имущество выводят в новую структуру, а обанкроченного предшественника с землей и неликвидом пускают на “дерибан”. Так, собственно, и произошло: в 2004 году ОАО “Харьковский завод “Кондиционер” было объявлено банкротом. Этому предшествовало блокирование одного из инвесторов АО – американской инвестиционной компании SigmaBleyzer, владевшей 30% акций. Ей просто перестали сообщать о происходящем, решениях, принятых другими владельцами.
Как бы там ни было, сейчас ООО “Промышленная компания “Укркондиционер” чувствует себя превосходно, мама Игоря Терехова Виктория имеет 34% в уставном фонде.
Что касается заводской земли, оставшейся “свободной” после такой рокировки с названиями предприятия, сменой формы собственности, то она перешла к харьковским бизнесменам со скандальной репутацией – братьям Протасам, точнее, их группе компаний “Таргет”. Протасов считают очень близкими людьми к Арсену Авакову, особенно в его период руководства Харьковской облгосадминистрацией в 2005-2010 г.г. Причем Терехов в то время уже работал заместителем Авакова.
С темы банкротства этого завода и его дерибана Терехов, как принято говорить, ушел “красиво” – в 1999 году он стал начальником управления по вопросам предпринимательства, управления потребительского рынка Главного управления экономики и коммунального имущества Харьковского городского совета. И уже с поста чиновника “наблюдал” как чувствует себя этот бизнес в руках мамы, а земля передается Протасам.
Как СБУ нашла у Терехова «черную бухгалтерию» братьев Протасовых
Но передача земель “Кондиционера” – не последний эпизод в судьбе Терехова, связанный с одиозными братьями и криминалом. В 2009 их группу Протасов “Таргет” начало серьезно “штормить”: при обысках Служба безопасности Украина в офисах компании изъяла документы, которые принято называть “черной” бухгалтерией, теневым гроссбухом. Он содержал информацию о “непредвиденных” расходах. Правоохранители сочли это выплатами, предназначенными для подкупа чиновников разного ранга, в том числе в силовых структурах. Но значился в этом списке и Игорь Терехов – он с 2006 по 2007 год получил от Протасов 100 тысяч долларов.
Нынешний и.о. мэра Харькова тогда оказался в интересной компании. Согласно «черной бухгалтерии» Протасов, выплаты также получали: Генпрокуратура – 20 000, ГНАУ – 30 500, МВД – 22500, районный суд – 5000, областной апелляционный – от 30 до 90 тысяч, киевский – 150 тысяч. Если он перещеголял в гонорарах ГПУ, то что же для Протасов на посту советника по экономике отдела по обеспечению деятельности председателя и заместителей председателя Харьковской облгосадминистрации он делал? Наверняка его услуги не ограничились передачей понравившихся бизнесменам площадей обанкроченного “Кондиционера”.
Речь может идти о ООО “Венттехсервис”, появившегося в Харькове в 2000 году. Ее история напоминает описание классической фирмы-прокладки, причем располагалась она по тому же адресу, что и ООО “Промышленная компания “Укркондиционер”, и в состав учредителей “Венттехсервиса” входила мать Игоря Терехова. Самое интересное, что 90% в этой фирме принадлежало оффшору Lilit Inc., зарегистрированному в Белизе. А ее учредителями числились еще две оффшорки из Белиза “Toledo Limited”, “Junona investment limited”, а также бывшая жена Терехова Елена Винник и все те же братья Протасы. Цепочка прокладок заканчивалась на лондонской фирме “Veronica Star LLP” через счета которой за неполных 9 лет через упомянутые оффшоры прошли около $11 млн. И, как можно догадаться, фирма “Венттехсервис” быстро обанкротилась, а прокачанные через нее деньги просто исчезли. Причем это только один пример вывода денег из Харькова через оффшоры, а со сколькими подобными схемами мог быть связан Терехов – остается только гадать.
Подобная деятельность не прекращается и сегодня, для чего задействуются хорошо знакомые харьковчанам активы, связанные с Тереховым. Например, в Харькове под строительство отделений “On Clinic” нужна была земля, и решением этого вопроса занималось некое ООО “Интерспин”, зарегистрированное на мать и жену Терехова. Все делалось просто: “Интерспин” просил горсовет выделить землю, тот выделял, а “Интерспин” сдавал ее в аренду “On Clinic”. Деньги уходили в оффшоры. Даже после развода в 2014 году Игоря Терехова и Елены Винник они продолжали подобный совместный бизнес, строились новые отделения “On Clinic”, и медицина в них была явно не на первом плане.
К этому времени партнершей Терехова во всех отношениях стала депутат Харьковского облсовета Анна Кузнецова. Ее благосостояние растет невероятно быстро, что некоторые шутники говорят, что совместную дорогую поездку с и.о. мэра на курорт оплатила Кузнецова. Бывшая замруководителя “Харьковских известий” вдруг получила бизнес в Словакии, Шотландии, США, на Мальте. В 2019 году она обзавелась целым рядом корпоративных прав: 40% словацкого торгового представительства DOKTORPRO S. R. O. (291 тыс. грн.), 50% в ООО “Медицинский центр “Оксфорд Медикал Харьков” (1,25 млн. грн.), 70% в ООО “Медицинский центр ДокторПРО Киев” (4,2 млн. грн.), 90% в ООО “Медицинский центр “Он Клиник” Харьков Дворец спорта” (5,94 млн. грн.), 45% в ООО “Медицинский центр “Он клиник Едванст” (почти 3,3 млн. грн.) и так далее, не считая недвижимости, автопарка и бижутерии на десятки тысяч долларов.
Остается только гадать, какая судьба ждет новую избранницу временного мэра Харькова – как у Фунта, или он будет беречь ее от криминала как свою маму и бывшую жену? Сам Терехов, похоже, не особо стесняется быть фигурантом уголовных историй. Как в случае с гроссбухом Протасов и банкротством “Кондиционера”. Даже в Киеве на Оболони он умудрился в 2001 году при задержании милицией заработать себе отягчающие обстоятельства в виде “Злостного неповиновения законному распоряжению или требованию работника милиции”. Ну а что тут такого? Люди с закалкой девяностых годов заметили бы: “делов-то – послал мента на три буквы”. Все равно Терехова тогда “отмазали”, и так продолжается до сих пор.