Руководитель Украинского Дунайского пароходства отчитался о результатах работы предприятия и развеял мифы «журналистов-расследователей»

Руководитель Украинского Дунайского пароходства отчитался о результатах работы предприятия и развеял мифы «журналистов-расследователей»
122240 ПЕРЕГЛЯДІВ

18 мая исполнилось шесть месяцев как ЧАО «Украинское Дунайское пароходство» возглавил новый руководитель – Алексей Хомяков (на фото). В последнее время в медиапространстве звучат вопросы, связанные как с управлением предприятием, так и в целом с его судьбой. Алексей Валерьевич дал развернутое интервью пресс-службе пароходства, которые Бессарабский медиахолдинг публикует  без сокращений.

- Алексей Валерьевич, пройден очередной этап в жизни предприятия. О каких основных результатах можно говорить уже сейчас?

- В жизни предприятия происходят и ожидаются в дальнейшем кардинальные перемены. В начале пути необходимо было инициировать процесс важнейших преобразований, связанных с финансовой стабильностью, кадровыми вопросами, взаимоотношениями с западными партнерами, проведением реинжиниринга основных бизнес-процессов компании и многими другими не менее важными делами. Поскольку 2019 год и его результаты фактически достались мне в наследство от прошлых менеджеров, а первые два квартала 2020 года еще не завершились, стоит обратить внимание на финансовые результаты именно первого квартала т.г., которые, на мой взгляд, являются доказательством правильно выбранной нами стратегии.

Нам есть чем отчитаться перед единственным акционером предприятия – государством в лице Министерства инфраструктуры Украины.

Первый квартал 2020 года пароходство, несмотря на сложную внутреннюю и внешнюю обстановку, отработало успешно. Перевезено 378,1 тысячи тонн грузов, а это 103,6% от плана, чистый доход от их реализации составил 180,4 млн грн – 98,1% от плана, чистая прибыль составила 9,2 млн грн. И это – в сравнении с 20,1 млн убытков за первый квартал 2019 года. Ключевой показатель эффективности операционной деятельности предприятия – EBITDA – достиг положительной отметки в 18,7 млн грн, рентабельность по EBITDA составляет 10,3%, а рентабельность собственного капитала пароходства имеет положительное значение 7,2%.

По показателю чистой прибыли первый квартал 2020 года, за который я имею возможность отчитаться, лучший за последние 6 лет. Более того, это первый квартал за последние 5 лет, когда УДП показало прибыль.

Безусловно, основные причины положительного результата - это и благоприятные рыночные условия, и активная работа на высококонкурентном фрахтовом рынке Дунайского региона, и меры по оптимизации расходов, и начало ликвидации основных коррупционных схем работы предшественников.

Итогом нового менеджмента пароходства стал тот факт, что согласно министерским критериям определения эффективности управления объектами государственной собственности финансово-хозяйственная деятельность предприятия в первом квартале 2020 года оценена 10 баллами из 16 возможных. Для сравнения, аналогичная оценка за первый квартал 2019 года составила 5 баллов. Более того, это также лучший результат за последние 5 лет, но мы на этом не останавливаемся.

На сегодняшний день пароходство не имеет задолженностей перед бюджетом и по заработной плате сотрудникам. За первый квартал 2020 года предприятие заплатило 21 млн грн налогов и обязательных платежей, что  на 10,1% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Среднемесячная заработная плата одного штатного работника в первом квартале 2020 года составила 7585 грн. А это на 7,4% больше, чем за такой же период прошлого года.

Нам удалось снизить объемы ключевой, в том числе «социальной», кредиторской задолженности дочерних компаний, в которых члены плавсостава работают «под флагом». Так, задолженность плавсостава речного флота снижена на 204 тыс. евро, в том числе по завершенным рейсам. Задолженность плавсостава пассажирского флота за работу в навигацию прошлого года снижена на 174 тыс. долларов США. Задолженность поставщикам топлива, бункеровочным компаниям уменьшилась на 335 тыс. долларов США. Отмечу, что всего этого удалось достичь, как говорится, не снижая оборотов и не наращивая кредиторскую задолженность перед контрагентами.

Результаты работы нового менеджмента главной ремонтной базы пароходства – «Килийского судостроительно-судоремонтного завода» ЧАО «УДП» - внушают сдержанный оптимизм, ведь впервые с 2012 года завод завершил первый квартал с прибылью в 2,1 млн грн. Сейчас идет формирование нового портфеля сторонних заказов по судостроению и судоремонту.

- Какие основные проблемы, связанные с задолженностями пароходства, сегодня остаются нерешенными?

- В УДП достаточно серьезный размер кредиторской задолженности, в том числе и просроченной. Основная ее часть досталась нам в наследство от прошлых команд  «менеджеров индустрии», есть много вопросов по ее раздутости. По многим из таких выявленных фактов возбуждены уголовные производства и проводятся активные следственные действия. С каждым кредитором также ведется претензионно-исковая работа, а в некоторых случаях стараемся найти приемлемые варианты погашения задолженности путем ее реструктуризации.

 - Вы имеете в виду ЧАО «Дунайсудноремонт» или другие компании?

- Я бы не хотел обсуждать конкретные компании, ведь они все еще являются нашими деловыми партнерами, несмотря на финансовые вопросы, связанные с ними сейчас. Скажем так, мы теперь очень требовательно стараемся выбирать сторонних подрядчиков и поставщиков.

В любом случае, мы настроены на диалог с каждым кредитором, в первую очередь конструктивный, а не принудительный.

Как положительный пример могу привести партнерские отношения с одним из крупнейших наших кредиторов – государственным банком «Укрэксимбанк». На данный момент пароходство находится на стадии реструктуризации просроченной кредитной задолженности. Несмотря на все сложности этого процесса, банк сформировал прагматичный государственный подход к решению этого вопроса, благодаря, конечно, усилиям руководителя измаильского отделения банка Валерия Владимировича Непомящего.

- Прокомментируйте текущую ситуацию операционной работы во втором квартале 2020 года.

- Квартал, безусловно, будет весьма сложным. Естественно, негативное влияние на работу пароходства оказывает ситуация с пандемией COVID-19. План перевозок грузов нашего основного подразделения – речного флота – во втором квартале составляет 305 тыс. т. В апреле этого года мы уже смогли перевести 127 тыс. т. Мы ожидаем сезонного падения уровня воды в конце мая и в течение всего июня, что, в том числе, скажется на объемах перевозок.

Мы и далее принимаем меры по снижению и оптимизации текущих расходов, в том числе продолжена сокращенная рабочая неделя, приостановлены действия некоторых статей коллективного договора, касающихся поощрительных и компенсационных выплат.

- Как сейчас обстоят дела с пассажирской навигацией?

- Пассажирский флот практически готов к навигации: теплоход «Волга» заканчивает ремонт на материнской австрийской судостроительной верфи Oswag. Как я уже сообщал средствам массовой информации ранее, лишь только  снимут ограничения на пассажирские перевозки по Дунаю, связанные с пандемией, мы проинформируем общественность более подробно о результатах этой работы.

 - Восстанавливаете ли Вы сотрудничество с BigXtra?

- Отвечу так: мы точно не будем сотрудничать с фирмами- однодневками с одесскими корнями, пусть и с европейскими юридическими адресами, с которыми тесно наработал многомиллионные убытки предыдущий менеджмент. Поэтому оставим определенную интригу до начала навигации в этом вопросе.

- Вас обвиняют в утрате части грузовой базы, в частности, крупного фрахтователя – компании HBIS Serbia.

- Я бы не был таким резким в высказываниях по поводу потери перевозок HBIS Serbia. Да, объем в годовом выражении интересен для нас как судоходной компании. С этим контрагентом ведется постоянная работа, направленная на получение более выгодных условий, чем перевозки на уровне себестоимости. Следует отметить, этот контрагент составляет далеко не 30% портфеля нашего годового объема перевозок, как думают многие псевдожурналисты – обличители. Мы считаем, что условия закрытых торгов, которые проводились в конце 2019 года, HBIS Serbia были «сданы» уже бывшими сотрудниками пароходства в пользу основных европейских конкурентов с украинскими корнями. Банальный коммерческий шпионаж и передача внутренней коммерческой информации с помощью сотрудников одного из подразделений службы эксплуатации флота.

- Поскольку уже была затронута эта тема, прокомментируйте обвинения в «уничтожении ключевого департамента УДП – службы эксплуатации флота».

- Если Вы имеете ввиду сокращение некоторых штатных единиц, то это выводы, сделанные по результатам их работы, в том числе и по HBIS Serbia, а также по итогам внутреннего аудита, проведенного на предприятии Министерством инфраструктуры Украины. Выводы будут вскоре представлены общественности в рамках действующего законодательства.

Сейчас служба эксплуатации флота работает в штатном режиме и прекрасно справляется без этих «профессионалов отрасли».

- Вас обвиняют в увольнении несогласных и запугивании коллектива.

- Все кадровые решения приняты с учётом профессиональной компетентности и желании сотрудника работать на перспективу пароходства. Вопрос не в запугивании коллектива, а в честности коллектива перед самим собой. Нужно эффективно работать и доказывать каждый день свою конкурентоспособность на европейских рынках, а также проявлять желание развиваться, получать новые знания и идти в ногу со временем.

Мы также говорим о конфиденциальности работы с любой коммерческой информацией, потому что мы работаем на высококонкурентном рынке, на котором конкуренты не всегда придерживаются правила fair play.

- Вы подразумеваете инцидент, во время которого 194 тыс. евро фрахта хотели отправить на счета подставной фирмы в Мексике?

- Именно так. Результаты внутреннего расследования по данному эпизоду мы передаем в правоохранительные органы, где бывшие и, может быть, нынешние сотрудники смогут осознанно и ответственно раскрыть все детали своего возможного участия. Но обстоятельства этого инцидента уже сейчас свидетельствуют о желании групп влияния извне «помочь» пароходству пойти ко дну.

Команда Хомякова, конечно, не может быть идеальной для всех, поскольку имеет четкое видение будущего развития УДП с флотом со средним возрастом в 40-50 лет и статусом судов «вне эксплуатации» на уровне 50-60% от общего количества, находящегося на балансе предприятия.

Хочу напомнить многим профессионалам в области, что УДП – это не семейный бизнес, у него есть акционер – государство в лице Министерства инфраструктуры, которое требует, чтобы его акционерный капитал работал эффективно.

- Алексей Валерьевич, вас обвиняют в растрате имущества и переводе флота УДП в оффшоры.

- Давайте определимся. Акционер УДП – это Министерство инфраструктуры Украины, которое имеет четкую и полную информацию о своей собственности. За время моей работы в пароходстве не было инициировано перед Министерством инфраструктуры Украины никакого решения об отчуждении имущества УДП, в том числе и флота. Все, что продавалось раньше – сугубо заслуги моих предшественников.

За исключением двух лихтеров, переданных Министерству обороны Украины по его обращению в Министерство инфраструктуры Украины с целью повышения обороноспособности страны, а именно для проведения испытаний новейших украинских противокорабельных ракетных комплексов. Комиссией, состоящей из представителей наших служб пароходства, а также представителей Минобороны Украины, были отобраны именно те лихтеры, которые не пригодны к дальнейшей эксплуатации. Хотя, как показала одна из последних сессий Одесского областного совета, не все депутаты разделяют стремление государства к повышению боеготовности и обороноспособности нашей армии.

Напоминаю, в УДП с 1991 года создана достаточно богатая корпоративная история с компаниями в различных зарубежных юрисдикциях. Исторически сложилось так, что часть барж сегодня находится в собственности иностранных дочерних компаний, которые используются по назначению и эксплуатируются вместе с флотом УДП, но эти юридические лица полностью принадлежат УДП. С первых дней на своем посту наша команда объявила курс на деоффшоризацию, который остается неизменным и сейчас.

- В последнее время некоторые СМИ разместили публикации, согласно которым при участии бывших руководителей пароходства Дмитрия Баринова и Дмитрия Чалого 32 лихтера УДП были  украдены. Могли бы вы это прокомментировать?

- Опять же не хочу переходить на личности, так как не являюсь ни прокурором, ни судьей. Могу только прокомментировать то, что, по известной мне информации, по этим эпизодам правоохранительные органы проводят расследование. А как известно, только суд вправе вынести обвинительный приговор, поэтому предоставим возможность нашей правовой системе установить истину в этом вопросе.

- Алексей Валерьевич, вас обвиняют в отсутствии встреч с коллективом, капитанами, профсоюзным комитетом.

- С самого начала я озвучил четкую позицию, что готов к конструктивному диалогу со всеми, кто желает УДП процветания и выхода из кризиса. Двери моей приемной, кабинетов моих заместителей всегда открыты для такого рода обмена мнениями. Кто действительно хотел и болел за дело, тот получал и время, и решение всех производственных вопросов. Для всех остальных – есть яркие группы в социальных сетях.

Мир гораздо глобальнее рынка Дуная, а без привлечения инвестиций и стратегии расширения рынков присутствия УДП в нем места нет. Своей целью я вижу выход пароходства на новый уровень развития, а также внедрения новой философии работы, которая существует в развитых европейских компаниях.

- Прокомментируйте засекреченность результатов внутреннего аудита, проведенного в 2019 году по предприятию.

- Сразу хочу предостеречь. Результаты внутреннего аудита мы получили примерно в середине декабря 2019 года. Это объемный документ, в первую очередь из-за описательной части. Этот документ не засекречен, но часть информации по объективным причинам не может быть разглашена, так как носит конфиденциальный характер, то есть включает персональные данные сотрудников, коммерческую информацию и тайну следствия. Как сообщалось ранее министром инфраструктуры Украины, информация о результатах аудита будет в ближайшее время обнародована.

Согласно мнению аудиторов, были обоснованные претензии к работе абсолютно всех подразделений пароходства, а также к определенным бывшим руководителям. Результаты аудита стали основой ряда уголовных производств. По результатам аудита были приняты соответствующие кадровые решения. В частности, прекращены трудовые отношения со всеми заместителями председателя правления, группой советников, а также с руководителями подразделений, допустивших наибольшие, по мнению аудита, нарушения: начальником службы эксплуатации флота, главным инженером, начальником юридической службы, начальником службы материально-технического снабжения, начальником отдела внешнеэкономической деятельности, некоторыми сотрудниками зарубежных главагентств.

- Расскажите о «медийных демонах» в вашей команде и конфликте интересов.

- Для конфликта интересов необходимо гораздо больше, чем способность высасывать из пальца несуществующие факты для их распространения по сайтам сомнительного характера.

Я считаю черный пиар, разворачиваемый в последнее время вокруг УДП, в том числе на так называемых каналах журналистских расследований, ответной реакцией бенефициаров тех преступных и коррупционных схем, которые нам удалось закрыть в тесном сотрудничестве с правоохранителями.

Отмечу, что окончательное слово, конечно же, скажет суд, где псевдожурналистам придется доказать свои беспочвенные обвинения (если они вдруг не исчезнут).

- Алексей Валерьевич, не могу не спросить о перспективах УДП.

- Наша позиция, как и позиция государства в лице Министерства инфраструктуры Украины – неизменна: УДП – национальный перевозчик №1, государственной формы собственности, развивает свое присутствие на стратегически важных фрахтовых рынках Дуная и Днепра. Для реализации этих масштабных целей продолжается поиск частных и международных институциональных партнеров ради организации финансирования программ обновления флота и строительства нового, а также прорабатываются различные формы сотрудничества.

- Вас  обвиняют ещё и в незаконном обогащении во время работы в УДП и хранении наличных «под матрацом». Могли бы вы прокомментировать это?

- Меня лично тоже очень интересует местонахождение этого матраца. Все, что заработал Хомяков до даты вступления в должность руководителя УДП 18 ноября 2019 года – он задекларировал, уплатил налоги и поэтому спит спокойно. Официальным и единственным источником доходов Хомякова после 18 ноября 2019 года является исключительно его заработная плата в УДП. Все просто и прозрачно.

Автор: Пресс-служба ЧАО "УДП"

Теги: ЧАО "УДП",УДП ,Украинское Дунайское пароходство,Алексей Хомяков,Алексей Валерьевич Хомяков,Алексей Хомяков УДП